Учет детей оставшихся без попечения родителей

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Учет детей оставшихся без попечения родителей
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Выявление детей, требующих устройства, в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан.

Дети, которые не имеют родительского попечения, требуют пристального государственного внимания. Проявляя свою забочу через органы опеки и попечительства, государство проводит работу по:

  • обнаружению таких детей;
  • их учету;
  • избранию формы устройства;
  • контролю действующих условий жизни ребенка.

Выявление детей, требующих устройства в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан. Таких детей ставят на учет, после чего в их отношении избирается форма устройства.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения, определяется государственным органом индивидуально, в зависимости от физических возможностей ребенка, его возраста, медицинских показателей, наличия родственников и личностных качеств.

Обязанностью любого гражданина, чья профессиональная деятельность имеет связь с детьми, является сообщение о фактах существования детей без родительского попечения. Воспитатели, учителя, медицинские работники, служащие правоохранительных органов, а также простые граждане являются носителями обязанности по сообщению опекунским органам об обнаружении беспризорных детей.

Их выявление влечет за собой необходимость определения места проживания ребенка и его посещения с целью обследования в течение трех дней с момента обнаружения беспризорника. Результаты обследования отражаются в специальном акте.

В тех случаях, когда фиксируется факт полного отсутствия родительского попечения, органы опеки обязаны защитить интересы ребенка, до момента разрешения вопроса о его передаче на воспитание в соответствующие детские учреждения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является превентивной мерой в процессе увеличения количества беспризорных несовершеннолетних, что имеет особую общественную и государственную важность.

Выявление детей, оставшихся без попечения

Обязанность по сообщению фактов обнаружения беспризорных детей возложена каждого отдельного гражданина, в особенности тех, чья сфера деятельности связана с детьми (учителей, медиков, правоохранительные органы).

Лица, которые сокрыли информацию о беспризорном ребенке, в том числе и руководители образовательных заведений, медицинских учреждений, органов социального обеспечения, могут быть понести наказание за неисполнение своих обязанностей, что определено ст. 122 СК.

Каждый ребенок, который лишен родительского воспитания, подлежит постановке на учет. В тех случаях, когда опека со стороны родителей полностью отсутствует, опекунские органы обязаны разрешить вопрос об определении ребенка в учреждение для детей, не имеющих родителей.

Выявление беспризорного ребенка является первой стадией в работе с ним. В обязанность органа опеки входит функция по определению его места проживания и исследования его на предмет наличия достаточных жилищных условий, общения с родителями несовершеннолетнего и установления причин неисполнения родительских обязанностей.

Защищая интересы ребенка, государственные органы обязаны отразить проблемного несовершеннолетнего в учетной документации, а также, при отсутствии возможности оставить его с родителями, определить детское учреждение, в которое последний может быть помещен.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Отсутствие родительского попечения ставит под вопрос защиту интересов несовершеннолетнего, делает невозможным его нормальное воспитание, обучение и существование в семье, что влечет ряд социальных последствий негативного характера.

Любая информация, полученная органами опеки о фактах обнаружения беспризорных детей, подлежит незамедлительной проверке. Такие дети должны быть не только выявлены, но и учтены.

Государство проводит учет детей, не имеющих родительского попечения. Правила проведения учетных мероприятий определен СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Законодательные нормы по учету детей, не имеющих родительской опеки, определяют 3-дневный срок, в течении которого орган опеки обязан обследовать условия проживания ребенка, зафиксировать сведения о родителях, не исполняющих свои обязанности, провести регистрацию ребенка в журнале информации о первичном учете таких детей.

Дети, которым требуется помещения в специализированные детские учреждения, до момента определения такого места, находятся под защитой органов опеки, которые обеспечивают их права и интересы. Устройство детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в такие учреждения, которые отвечают физическим, психологическим, возрастным потребностям ребенка.

Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения

Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.

Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно. В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Процесс устройства ребенка находится в прямой зависимости от формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Дети, которые не имеют родителей, могут быть усыновлены, что означает их принятие семью в качестве кровных детей. Такая процедура проводится в судебном порядке, а основанием для усыновления выступает судебное решение.

Усыновление является бессрочным. Такой юридический факт порождает взаимные права родителей и ребенка.

Опека и попечительство над детьми устанавливается на основании приказа соответствующего органа. Таким образом, ребенок передается в семью на правах воспитанника. Опека прекращается с наступлением 14-летия, а попечительство с даты совершеннолетия опекаемого.

На основании договора, ребенок может быть передан на воспитание в приемную семью. Приемные родители становятся законными представителями ребенка. Договор является срочным, дата его окончания определяется приемными родителями и органами опеки.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей включают в себя передачу ребенка на воспитание и проживание в специализированные детские учреждения.

Порядок передачи детей на воспитание

Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления.

Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу.

Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/vyyavlenie-detej-bez-popecheniya-roditelej.html

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Учет детей оставшихся без попечения родителей

Сведения о выявленных детях должны регистрироваться и вноситься в государственный банк данных. Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться специальным федеральным законом (ч.3 п.3 ст.122 СК).

В настоящее время до принятия такого закона порядок учета детей устанавливается Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля, за его формированием и использованием»[17].

В организации и ведении централизованного учета принимают участие не только муниципальные органы опеки и попечительства на территории соответствующих образований, но и органы исполнительной власти субъектов РФ и Министерство образования РФ.

Централизованный учет производится поэтапно, и на каждом этапе носит свое название.

Первичный учет ведется органами опеки и попечительства муниципальных образований по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без родительского попечения, здесь же готовятся необходимые документы для передачи ребенка на воспитание в семью.

Установив факт отсутствия родительского попечения, должностное лицо органа опеки и попечительства обязано зарегистрировать данные о ребенке в журнале первичного учета, а также обеспечить его временное устройство.

Руководители воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения известий о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующего учреждения (п.2 ст.122 СК).

В случае, если ребенок, относительно которого существуют основания для передачи его на воспитание, в течение одного месяца со дня первичной регистрации не был передан в семью, орган опеки и попечительства заполняет особый документ установленной формы – анкету на ребенка. Копия анкеты передается в орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для постановки ребенка на региональный учет.

На основании поступившей информации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует региональный банк данных об оставшихся без родительского попечения детях, проживающих на его территории, а также направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки ребенка на федеральный учет и оказания содействия в устройстве его в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России.

В течение одного месяца со дня поступления сведений от органов опеки и попечительства орган исполнительной власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семьи граждан, проживающих на его территории или территории других субъектов РФ, осуществляет подбор детей для лиц, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, выдает им направления в органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) детей, для их посещения и последующего устройства в семью[18].

На региональном уровне ведется учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в соответствующий орган исполнительной власти и изъявивших желание усыновить детей – граждан РФ.

Этим лицам предоставляется информация о детях, относительно которых возникли основания для их усыновления иностранцами. При изменении правового положения ребенка (восстановление родителей в родительских правах, усыновление и др.

) орган исполнительной власти субъекта РФ обязан в течение недели проинформировать об этом Министерство образования РФ.

Федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведется Министерством образования РФ, где формируется федеральный банк данных о таких детях.

Лицам, желающим принять на воспитание ребенка и обратившегося в министерство, подбираются дети и выдаются направления в органы исполнительной власти субъектов РФ для посещения детей по их фактическому месту жительства или нахождения и решения вопроса об их устройстве в семьи.

Министерство образования 'РФ по запросам органов исполнительной власти субъектов РФ представляет сведения о детях, имеющиеся в федеральном банке данных, ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в министерство и желающих усыновить (удочерить) ребенка.

Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты на него в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства или нахождения.

Гражданам РФ, постоянно поживающим за пределами России, иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения о детях, которые могут быть переданы на усыновление, предоставляются по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет.

Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, где находятся оставшиеся без попечения родителей дети, а также должностные лица и руководители органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти субъектов РФ, Министерства образования РФ за неисполнение лежащих на них обязанностей, за предоставление заведомо недостоверных сведений, иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (п.4 ст.122 СК). Административная ответственность соответствующих лиц предусмотрена в ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 258;

Источник: https://studopedia.net/8_54734_uchet-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.html

Дети-сироты. Формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей

Учет детей оставшихся без попечения родителей

Статья возможно будет полезна гражданам, которые только задумываются о принятии ребенка в семью. В ней я расскажу о формах устройства ребенка в семью.

фото из Интернета

Законом предусмотрено 4 формы устройства детей в семью: усыновление, опека (попечительство), патронат и приемная семья. Расскажу о каждой форме поподробнее.

1. Усыновление – принятие ребенка в семью на правах кровного ребенка. Это форма пользуется приоритетом. Деток до трех лет с минимальными проблемами по здоровью отдают именно под усыновление. Поэтому, если Вы планируете принять в семью именно малыша, то готовьте документы, необходимые для получения заключения о возможности быть усыновителем.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоих полов, за исключением:

• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;

• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Еще есть ограничения по доходу и жилищным условиям. О них необходимо узнавать в своей опеке, т.к. в разных регионах по разному.

Преимущества:

1. Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

2. Возможность взять маленького ребенка с более менее нормальным здоровьем.

3. Кровные родственники ребенка будут лишены возможности общения с ним. Эта детка станет целиком и полностью Вашей.

4. Органы опеки и попечительства не будут ходить к Вам с проверкой.

5. Вам не нужно будет писать отчеты для органов опеки и попечительства.

6. Можно сохранить тайну усыновления.

7. При усыновлении предусмотрены все выплаты, что и при рождении ребенка, в том числе и материнский капитал, а также отпуск по уходу за ребенком до трёх лет.

На мой взгляд недостатка у этой формы устройства всего три

. Во-первых, усыновить можно только детей, которые подходят под форму устройства «усыновление», т.е чьи родители: умерли, неизвестны, признаны судом недееспособными или лишены судом родительских прав, во всех других случаях возможна только опека.

Во-вторых, обеспечение детей полностью ложиться на плечи родителей ( в некоторых регионах существует какая-то ежемесячная выплата).

В-третьих, ребенок лишается возможности получить жилплощадь после наступления совершеннолетия.

фото из Интернета

2.

Опека (попечительство)-вид семейного устройства малолетних, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.

Требования к опекунам почти как к усыновителям. Менее жёсткие они в части дохода, жилищных условий

Преимущества:

1. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решение суда.

2. На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

3. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Недостатки:

1. Ребёнок имеет статус воспитываемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье

2. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка. Это, кстати, серьезный минус. О нем я расскажу в отдельной статье.

3. Регулярные визиты опеки в Ваш дом.

4. Отчеты перед опекой за использование денежных средств, которые государство ежемесячно выделяет на содержание подопечного.

Патронат – одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей,

оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя.

Преимущества:

1. Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому

2. Временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего

3. Передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае,

4. Обречённого попасть в приют, детский дом.

5. Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.

6. Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

Недостатки:

1. Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).

2. Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный

3. Контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

4. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.

5. Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило,

обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

6. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

фото из Интернета

Приемная семья— это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе.

При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье (отношения, возникающие в результате заключения такого договора, регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом).

Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются законодательством субъектов Российской Федерации и обязательно прописываются в договоре.

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий требованиям к опекунам (попечителям).

Преимущества и недостатки как и при опеке. Плюсом еще идет заработная плата приемным родителям и занесение рабочего стажа в трудовую книжку.

Документы, необходимые для получения заключения о возможности быть усыновителем, опекуном:

– заявление с просьбой дать заключением о возможности быть усыновителем.

– краткая автобиография

– справка с места работы с указанием должности размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход. (действительна в течение года)

– медицинское заключение о состоянии здоровья (действительно в течение 6 месяцев)

– копия свидетельства о браке (если состоят в браке)

– копия свидетельства о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка

– письменное согласие родственников на проживание ребенка с учетом мнения детей, достигших 10 лет

– копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение

– справка МВД о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

– копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющее пенсионное обеспечение (для граждан, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Опека может запрашивать еще какие-нибудь документы. Можно конечно с ними спорить и ссылаться на перечень документов, предусмотренный законом, но не стоит забывать, что с опекой придется еще долго и тесно сотрудничать, поэтому отношения портить не стоит. В случае устного отказа выдать заключение о возможности быть усыновителем, требуйте от опеки отказ в письменном виде.

В завершении статьи напомню, что каждый случай индивидуальный. Можно сначала взять ребенка под опеку, а потом усыновить его или же оформить приемную семью.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e65682684b000bcba26cb/detisiroty-formy-ustroistva-v-semiu-detei-ostavshihsia-bez-popecheniia-roditelei-5c91353e48001d00b4f607b7

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.