Подведомственность гражданских дел суду общей юрисдикции

Подведомственность гражданских дел. Виды подведомственности – Вопросы на госэкзамен по гражданскому праву | ЮРКОМ 74

Подведомственность гражданских дел суду общей юрисдикции

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

    • суд;
    • арбитражный суд;
    • третейский суд.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдается судебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
    • дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. “Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств”).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности гражданских дел

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом).

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-grazhdanskich-del-vidi-podvedomstvennosti

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность гражданских дел суду общей юрисдикции

Подведомственность – это относимость определенных категорий дел к ведению различных государственных или иных органов и организаций, которые в силу своей компетенции рассматривают соответствующие дела и разрешают их по существу.

Основная задача института подведомственности заключается в распределение видов споров между судами в Российской Федерации с учетом специализации отдельных звеньев судебной системы.

Подсудность – это совокупность правовых норм, которая регулирует относимость дел, подведомственных судам, к ведению конкретного суда судебной системы Российской Федерации для их рассмотрения по первой инстанции. Подробнее на странице подсудность.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено действующим законодательством.

В соответствии со статьей 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам, которые подведомственны судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, которые установлены законодательством о гражданском судопроизводстве.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

1) исковые дела, в которых участвуют граждане, организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, земельных, жилищных, экологических и других правоотношений;

2) дела по требованиям, которые указаны в статье 122 ГПК РФ, разрешаемые в порядке приказного производства:

Однако прежде чем перечислять требования, по которым выдается судебный приказ, стоит отметить, что именно судебный приказ из себя представляет.

Так в соответствии со статьей 121 ГПК РФ судебный приказ – это судебное постановление, которое выносится судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных средств или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ в тоже время является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, который установлен для исполнения судебных постановлений.

– требование, которое основано на нотариально удостоверенной сделке;

– требование, основанное на сделке, совершенной в простой письменной форме;

– требование, которое основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;

– требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, которое не связано с установлением отцовства, оспариванием отцовства или материнства, а также с необходимостью привлечения иных заинтересованных лиц;

– требование взыскать с граждан недоимки по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

– требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм в счет оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других денежных средств, которые начислены работнику;

– требование, заявленное территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, о взыскании расходов, которые произведены в связи с розыском ответчика, должника или ребенка;

– требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты зарплаты (оплаты отпуска, выплат, причитающихся работнику при увольнении и других).

3) дела, которые возникают из публичных правоотношений (статья 245 ГПК РФ):

– по заявлениям граждан, юридических лиц, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов (полностью или в части), если рассмотрение этих заявлений не отнесено действующим законодательством к компетенции других судов;

– по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

– по заявлениям о защите права на участие в референдуме или избирательных прав граждан Российской Федерации;

– по заявлениям о помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина (лица без гражданства), переданного иностранным государством Российской Федерации, но не имеющего законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное законодательством РФ;

– по заявлениям об установлении (продлении, досрочном прекращении) административного надзора, о частичной отмене либо дополнении административных ограничений, ранее установленных поднадзорному лицу;

– а также другие дела, которые возникают из публичных правоотношений и отнесены российским законодательством к ведению суда.

4) дела, подлежащие рассмотрению судом в порядке особого производства (статья 262 ГПК РФ):

– об установлении фактов, которые имеют юридическое значение;

– об усыновлении (удочерении) ребенка;

– о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим;

– о признании физического лица недееспособным, об ограничении дееспособности физического лица, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

– об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

– о признании движимой вещи бесхозяйной, а также о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

– о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя, по ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

– о госпитализации физического лица в недобровольном порядке в медицинскую организацию, которая оказывает психиатрическую помощь в стационарных условиях, о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

– о внесении исправлений и/или изменений в записи актов гражданского состояния;

– о совершенных нотариальных действиях или об отказе в совершении нотариальных действий;

– по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Российским законодательством к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и иные дела.

5) дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, а также иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, а также международных организаций.

Судам общей юрисдикции подведомственны все вышеперечисленные дела, предусмотренные в ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических и других споров, которые  российским законодательством отнесены к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, которое содержит несколько требований, связанных между собой, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, в случае если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Если разделение требований возможно, суд выносит определение о принятии требований, которые подведомственны суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, которые подведомственны арбитражному суду.

Источник: http://www.ustena.ru/poleznaya-informatsiya/podvedomstvennost-grazhdanskix/

Как определить подведомственность дел судам

Подведомственность гражданских дел суду общей юрисдикции

Как определить подведомственность дел судам? Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд.

Судебная подведомственность определяет компетенцию Конституционного суда Российской Федерации (конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов по рассмотрению того или иного дела.

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции, получили наименование «гражданских дел».

В общем виде подведомственность судам общей юрисдикции определена в ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой суды общей юрисдикции разрешают все дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. К ним относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений;
  • дела особого производства;
  • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Кроме того, необходимо помнить о том, что если в заявлении содержатся несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Если же разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность дел арбитражным судам

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

  1. все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
  2. все уголовные дела;
  3. иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

В случае изменения наименований указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Друзья, как определить подведомственность дел судам

Источник: https://law-raa.ru/kak-opredelit-podvedomstvennost-del-sudam.html

33.Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

Подведомственность гражданских дел суду общей юрисдикции

1. Подведомственность– этоотнесение спора о праве Или иногоюридического дела к компетенцииопределенного органа.Каждый орган вправе рассматриватьтолько те вопросы, кото­рые емуподведомственны.

2.Правомрассматривать гражданские делапо законодательству РФ наделены:

• суды(федеральные суды, конституционные(уставные) суды и мировые судьи субъектовРФ);

• органыисполнительной власти – в случаях,предусмотренных законом (например,налоговые органы, органы загса и др.);

• органы,создаваемые, назначаемые или избираемыесторонами спора (например, третейскиесуды;' примирительные- комиссии ипосредники по трудовым спорам).

Гражданскиедела могут разрешаться и другими органамии лицами, наделенными юрисдикционнымиполномочиями, на­пример нотариусами.

Крометого, каждый гражданин в соответствиис международ­ными договорами РФ вправеобратиться в межгосударственные органыпо защите прав и свобод человека, еслиисчерпаны все имеющиеся внутригосударственныесредства правовой защиты. Подведомственностьгражданских дел определяется в основномзаконом и только в отдельных случаях -подзаконными актами.

Видыподведомственности

Взависимости от того, подведомственноли разбирательство дела одному органуиди разным органам, подведомственностьможет быть единичной(исключительной) имножественной.

Так,есть категории дел, которые могутразрешаться только су­дом (например,дела о лишении родительских прав). И вто же время определенные категории дел(например, имущественные споры междугражданами, между организациями) имеютмно­жественную подведомственность,так как могут разрешаться не толькосудебными, но и внесудебными органами.

2.Множественная подведомственностьподразделяется на договор­ную,императивную, условную, альтернативнуюисмешанную.Договорнаяподведомственность-это подведомственность, оп­ределяемаявзаимным соглашением сторон. Императивнаяподведомственность-это подведомственность, при которойдело подлежит рассмотрению только всуде.

Условнойсчитаетсяподведомственность, когда дело подлежитрассмотрению в суде только при наступлениипредусмотренно­го законом условия.Альтернативнойназываетсяподведомственность, которую по своемувыбору определяет лицо, ищущее защитысвоих прав. При этом круг органов, кудаэто лицо может обратиться, ука­зан взаконе.

Еслив порядке альтернативной подведомственностигражда­нин обращается за защитойсвоих прав в несудебный орган, то вдальнейшем он может обратиться заразрешением этого во­проса в суд.

Смешаннаяподведомственностьсочетает в себе признаки, присущиедругим видам подведомственности, чащевсего им­перативной и альтернативной.

Подведомственностьдел тем или иным органам устанавливает­сязаконамиилидругимиправовыми актами. В качестве критериевразграничения подведомственностислужат:

• характерспора;

• субъектныйсостав;

• наличиеспора;

• наличиедоговора между сторонами спора.

Подведомственностьгражданских дел судам общей юрисдикции

Статья22 ГПК РФ определяет подведомственностьгражданских дел судам общей юрисдикции.По смыслу ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

• делапо спорам, вытекающим из семейных итрудовых право­отношений;

• дела,возникающие из жилищных правоотношений;

• дедапо спорам, возникающим из гражданских,кооператив­ных, земельных отношений, отношений по использовании природныхресурсов и охране окружающей среды,если хотя бы одной из сторон являетсягражданин, кроме споров, возникающих всвязи с осуществлениемгражданами-предпринимателямипредпринимательской деятельности,отнесенных к компетенции арбитражныхсудов;

• дела,возникающие из государственно-правовых,администра­тивно-правовых, налоговыхи других отношений, основанных на началахвласти и подчинения, если одной из сторонявляется гражданин (кроме дел, связанныхс осуществлением предпринимательскойдеятельности);

• делапо спорам, вытекающим из соответствующихмеждуна­родных договоров перевозкигрузов в прямом международном ж/д ивоздушном сообщении между теми илииными органи­зациями, отправляющимиили принимающими груз, с одной стороны,и организациями ж/д или воздушноготранспорта – с другой;

• делаоб оспаривании гражданами решений идействий (бездей­ствия) государственныхорганов, органов местного самоуправ­ленияи должностных лиц, нарушающих права исвободы че­ловека и др.

Судамподведомственны и другие дела, отнесенныезаконом к их компетенции.

Судытакже рассматривают дела, в которыхучаствуют ино­странные граждане, лицабез гражданства, иностранные пред­приятияи организации, если иное не предусмотреномежгосударственным соглашением,международным договором или со­глашениемсторон.

Источник: https://studfile.net/preview/5551781/page:13/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.