Неблагополучные семьи с детьми

Семейное неблагополучие и его влияние на будущее ребенка

Неблагополучные семьи с детьми

Проблема семейного неблагополучия и его влияние на целостное развитие ребенка очевидна, так как под воздействием социально-экономических изменений возникли и усугубились проблемы безработицы, значительно возросло число семей, находящихся за чертой бедности, а также участились случаи алкоголизма и наркомании в семье.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Окружающее имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Неблагополучная семья отрицательно влияет на поведение ребенка. Неадекватное поведение родителей и семья с нездоровой нравственной атмосферой формирует у ребенка эмоциональный и психологический дискомфорт и, как следствие отклоняющееся поведение. В связи с этим роль неблагополучных семей несет отрицательный характер.

Сложность в общении с детьми в таких семьях ухудшает общую эмоциональную обстановку и делает жизнь ребенка сложной, вызывая большое количество проблем.Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы. Первую группу составляют семьи с явной формой неблагополучия – это конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные семьи.

 Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

                                                Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.

Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают разрушающее действие на личностное формирование детей.

В числе таких семей могут оказаться и семьи  известных, состоятельных людей, пограничные семьи, семьи с недееспособными членами, с детьми-инвалидами, семьи с нарушением структуры семейных ролей. В семьях со скрытой формой неблагополучия гораздо труднее разглядеть неблагополучие по отношению к детям.

И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, позволяет выяснить, что благополучие было относительным.

Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости родителей.

Необходимость сохранения семьи может поддерживаться убежденностью взрослых в том, что это нужно в первую очередь ребенку, хотя на самом деле здесь могут преследоваться какие-то свои личные соображения. Увлеченные своими делами взрослые даже не замечают, как изменяется личность ребенка, чутко улавливающего фальшь в их взаимоотношениях.

                                   Длительное проживание ребенка в семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им. Это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. 

Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, вредные привычки. И вместе с тем никто другой не может «возродить» общество, как это способна сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. 

Понятно, что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев им надо помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни.

Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно, ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивые. Слишком большой и важный период в своей жизни они потеряли.

Им трудно быть как все, а тут еще и общество давит на них с удвоенной силой.

Благоприятные условия для духовного роста ребенка и нормального психического развития может создать только семья, основанная на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций, мнений детей и родителей, характеризующаяся равенством во взаимоотношениях, доверием, порядочностью, откровенностью, открытостью.

Именно такая семья становится сферой абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и является надежной опорой, психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Информацию предоставил:                                             Лебедева Е.В., методист

организационно-методического отделения

Источник: https://zabota139.msp.midural.ru/deiatelnost-u139/sovety-specialistov/semeynoe-neblagopoluchie-i-ego-vliyanie-na-budushchee-rebenka.html

Неблагополучные семьи – как выявить и выделить помощь

Неблагополучные семьи с детьми

Развитие человека как личности всегда начинается в семье или в искусственно-созданной среде воспитания (детский дом, интернат). От того, в каких условиях растут люди, начиная с младенчества, зависит вся их дальнейшая жизнь. Благополучие и неблагополучие той или иной ячейки общества сказывается на их воспитании, социальной адаптации, физическом и психологическом развитии.

Неблагополучные семьи становятся объектом наблюдения со стороны социальных, государственных и психологических учреждений. Так какая же семья может считаться неблагополучной, какие меры стоит принять обществу для оказания помощи и исправления ситуации будет рассмотрено далее.

Какая семья считается неблагополучной

Благополучие и неблагополучие – понятия относительные, у них нет четкого определения ни в законных актах, ни в психологических учебниках. Однозначно определить статус неблагополучной семьи можно только при совместной работе психологов, полиции, социальных служб.

Иногда проблемы могут возникнуть в самой обычной ячейке общества из-за временных трудностей материальных, моральных (стрессы, усталость на работе родителей, проблемы с финансами). В этом случае своевременное оказание помощи специалистов может в кратчайшие сроки восстановить нормальные отношения среди родных людей, избежать присвоения статуса неблагополучной.

Но существуют семьи, в которых проблемы, аморальное поведение и другие отклонения от социальной нормы стали привычными, другой жизни и другого поведения дети, воспитывающиеся в таких условиях, просто не знают.

Помощь неблагополучной семье в этом случае выражается в длительной работе психологов, органов соцзащиты.

Возможно, даже с размещением отдельных взрослых в специальных учреждениях, или помещением несовершеннолетних в государственные детские дома или больницы.

Среди неблагополучных семей можно условно выделить два типа:

  1. Явно неблагополучные. К ним относятся аморальные, асоциальные, семьи алкоголиков и наркоманов, так называемые конфликтные, неполные ячейки общества.
  2. Скрытые неблагополучные. В этом случае внешне проблемы никак не проявляются, все члены этой семьи ведут вполне нормальный образ жизни, социально активны, со стороны выглядят благополучно. Но внутрисемейные отношения чаще всего характеризуются отсутствием моральных ценностей, антисоциальными установками, неблагоприятным поведением родителей.

проблема в неблагополучной семье – это отсутствие условий для нормального развития младших ее членов. Это могут быть как материальные трудности, так и нехватка внимания, психологические проблемы, межличностные отношения. В зависимости от проблем, выделяют следующие виды и категории неблагополучных семей:

  • Семьи алкоголиков и наркоманов, одним словом – аморальные. Даже если один из родственников имеет пристрастие к психотропным веществам, это сказывается на всех. Прежде всего, страдают дети, поскольку начинают считать нормой такой образ жизни одного или обоих родителей. Все окружающие люди попадают в созависимость от пристрастий одного человека. Ссоры на почве алкоголизма, рукоприкладство, стресс оказывают огромное влияние на детей и их психологическое развитие.
  • Еще одним видом неблагополучной является конфликтная семья – это та ячейка общества, внутри которой происходят постоянные ссоры родителей, нарастает их взаимное отчуждение, отсутствует уважение друг к другу. Громкие скандалы, выяснения отношений на повышенных тонах также пагубно сказываются на развитии детской психики, как и тихое противостояние отдельных членов ячейки общества. Негатив в отношениях между родственниками сказывается на будущем малыша. Он попросту не сможет построить свои семейные отношения, а отсутствие поддержки со стороны родителей скажется на самооценке и отношении к себе на протяжении всей жизни.
  • Неблагополучные семьи возникают, когда родители не умеют правильно строить свой диалог с детьми. Они могут быть слишком строгими, даже жестокими, или же наоборот теряют авторитет, слишком опекая своих чад. Чаще всего такое воспитание сказывается в подростковом возрасте и дальнейшей жизни уже повзрослевшего отпрыска.
  • В антисоциальных семьях родители прибегают к физической силе, могут заставить ребенка стоять на паперти, воровать, искать еду и одежду на свалках. Родители не знают, что такое моральные ценности и не придерживаются никаких общественных норм и правил. Помощь неблагополучной семье заключается в работе с детьми, изъятии их из такой нездоровой обстановки.
  • Можно выделить еще один вид временно неблагополучной – это кризисная семья. В этом случае факторы социального риска имеют временный характер и скорее всего через небольшой промежуток времени ситуация стабилизируется. Причинами временной нездоровой обстановки в доме могут стать смерть одного из родственников, родителей, развод, переходный возраст, отсутствие работы и, следовательно, финансовой свободы.
  • Согласно классификации психолога В. В. Юстицкиса, существуют еще несколько видов скрытых форм семейного неблагополучия. Это «недоверчивые», «легкомысленные» и «хитрые» ячейки общества.

Разбирать ситуацию в каждой семье следует индивидуально.

Важно! Не только рукоприкладство или жестокое обращение с детьми может стать причиной отклонений в развитии ребенка. Отсутствие доверительных отношений с обоими родителями, неумение выражать свои чувства может привести к появлению проблем в психическом становлении личности.

Дети в социально неблагополучных семьях

Дети из явно неблагополучных семей отличаются от своих сверстников не в лучшую сторону. Все зависит от степени разлада и характера проблем у них дома. Чтобы своевременно найти проблемную семью, педагогам, воспитателям, родственникам, не проживающим совместно, необходимо обращать внимание на общее состояние детей:

  1. синяки, следы побоев, появление которых не могут объяснить;
  2. постоянно неопрятный внешний вид;
  3. хроническая усталость, изможденность, сонный вид;
  4. характерны резкие вспышки агрессии, которые быстро сменяются на состояние подавленности;
  5. истощение из-за недоедания, потери сознания, постоянный голод;
  6. плохо развитая речь;
  7. заторможенность, отсутствие крупной и мелкой моторики;
  8. плохая успеваемость;
  9. можно наблюдать у детей сильное желание получить внимание, ласку со стороны окружающих;
  10. проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.

На помощь детям из социально неблагополучных семей приходят органы опеки и соцзащиты. Негативная обстановка дома сказывается на общем физическом состоянии ребенка, он начинает много болеть из-за ослабленного иммунитета.

Из-за недоедания у них могут возникнуть проблемы с развитием внутренних органов.

Практически всегда стресс, перенесенный в раннем детстве, сказывается на работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы, работе органов ЖКТ, дыхательной системы.

Своевременная диагностика детей из социально неблагополучных семей позволит в будущем предотвратить увеличение числа таких нездоровых ячеек общества.

Ведь ребенок, выросший в условиях психологического и физического насилия, просто не знает другой жизни. Кроме того, при общении со сверстниками, он может проявлять агрессию, выражаться непристойными словами, копировать поведение взрослых.

Это может стать примером для других детей, которые впитывают всю информацию, подобно губке.

Важно! Многие хронические болезни, мучающие человека всю жизнь, берут свое начало в детском возрасте. Стоит своевременно обращать внимание на отклонения в развитии дошкольников и подростков!

Как выявить и куда обращаться

Выявление социально-неблагополучных семей иногда занимает достаточно длительный период времени. Не всегда проблемы всех или одного из родственников сказываются на поведении или внешнем виде. Так душевные переживания, страдания зачастую не придаются огласке, даже самые ближайшие люди, родители не догадываются о проблемах своих детей.

Для малышей детсадовского и дошкольного возраста разработаны некоторые алгоритмы и методы выявления благополучных и неблагополучных семей.

При поступлении в детский сад или школу создаются специальные комиссии, которые изучают условия жизни маленьких граждан.

В этом случае есть большая вероятность выявить проблемы в той или иной ячейке общества еще на ранних стадиях, оказать помощь семьям, нуждающимся в поддержке.

Определить, в каких условиях растет ребенок, возможно из бесед, которые проводят с ним психологи и педагоги без присутствия родителей.

Постоянное общение не только с малышами, но и их родителями, посещение квартиры или дома, где проживает семья, способствует определению статуса «неблагополучной».

В этом случае директор образовательного учреждения обращается в социальную службу, которая берет на себя ответственность и обязательство помогать данным людям.

Методические рекомендации по выявлению социально-неблагополучных семей рассматривают как источники информации родственников, соседей, обращения самих несовершеннолетних в органы соцзащиты. Для раннего выявления проблемных ячеек общества между собой должны сотрудничать:

  1. инспекция по делам несовершеннолетних;
  2. районные отделы органов внутренних дел;
  3. школы и дошкольные учреждения;
  4. социально-педагогический центр;
  5. женские консультации, детские отделения районных больниц.

В зависимости от типа проблем, органы государственной власти включаются в работу с неблагополучной семьей, чтобы оказать помощь.

Важно в таком случае родителям не закрываться от общения с психологами и социальными работниками, а идти навстречу, проявлять инициативу в решении накопившихся проблем.

Выделяют следующие факторы риска, устранив которые можно побороться за сохранение нормальной ячейки общества:

  • При наличии социально-экономического фактора, отвечающего за общее благосостояние всех членов семьи, помощь может быть оказана в виде сбора документов и оформления всех полагающихся выплат для малоимущих и нуждающихся граждан.
  • К медико-санитарным факторам относят заболевания родителей, плохую наследственность, вредные условия труда матери, пренебрежение санитарными нормами со стороны взрослых. Устранить все эти факторы можно только при желании и активном участии родителей.
  • Неполные и семьи, где родители повторно вступают в брак, приводят в дом сводных братьев и сестер, также нуждаются в помощи психолога.
  • Аморальное поведение родителей, пристрастие к химическим веществам, алкоголизм необходимо лечить в специализированных учреждениях. При болезни обоих родителей дети помещаются в приюты и детские дома. В этом случае восстановить права взрослые смогут только доказав, что полностью излечились от пагубной привычки.

Выявив социально неблагополучную ячейку общества, главной задачей работников органов социальной защиты становится налаживание диалога как со взрослыми, так и с несовершеннолетними. Зачастую добиться понимания со стороны родителей, подающих негативный пример, сложнее, чем с малолетними детьми и даже подростками.

Отсутствие необходимого воспитания и ухода внутри социально неблагополучных семей сказывается не только на самом ребенке, но и на обществе вокруг него.

Чтобы сохранить полноценную любящую семью, где каждый ее член готов прийти на помощь и поддержать другого, родители должны прежде всего начать с воспитания себя.

Только собственным примером можно привить своим чадам любовь к окружающим, заботу, сопереживание и другие моральные ценности.

Источник: https://opeka-rf.ru/sirotam/neblagopoluchnye-semi/

Неблагополучная семья для детей: что это?

Неблагополучные семьи с детьми

Под термином «неблагополучная семья» у нас стойко закрепилось понятие: это семья, где муж и жена, мать и отец не имеют нормальных отношений на почве пьянства и нежелания работать – жить, по принятым социальным меркам, нормально.

Дети из неблагополучных семей, мало того, что, по сути, предоставлены сами себе, а воспитываются на, буквально, антисоциальных примерах жизни. Находясь, в этой самой, асоциальной, не человеческой среде.

Есть такое образное понятие: дети из неблагополучных семей – это придорожная трава на дороге жизни, которая растёт сама по себе, как чертополох.

Но, на мой взгляд, с точки зрения педагогики, психологии, да и социологии, как бы ни была она идеологизирована, понятие неблагополучной семьи для детей, включает не только семьи алкоголиков и явных асоциалов.

Но и целый ряд видов семей, отношения в которых фактически лишают детей детства.

Если под детством, мы понимаем время формирования личности, закладки её психического и телесного здоровья, и развития человека социализированного – приспособленного жить в обществе, без противостояния с ним.

Смею утверждать, что только ангажированный или недалёкий человек не видит, что детей из неблагополучных семей, — детей, лишённых нормального детства, а, как следствие, с проблемами во взрослой жизни, значительно больше, чем состоит на учёте семей в социальных учреждениях.

А раз так, то и этих неучтённых неблагополучных семей и детей из неблагополучных семей значительно больше, чем официально считается.

Более того, на мой взгляд, есть правило: Каждый взрослый человек, большинство своих проблем начинает в том периоде своей жизни, когда у него было потерянное детство.

Ибо, вместо детства, он был вынужден остаться один на один со взрослой жизнью, без защиты, опеки и воспитания семьи, полностью отсутствующих или недостаточных.

Такую семью, поэтому, и следует считать неблагополучной семьёй. Ибо она не выполнила основную свою естественную функцию: не вырастила детей для жизни, адаптированной к действительности.

Иначе говоря, неблагополучная семья, лишив ребёнка нормального детства, на порядки подняла градус проблемности его жизни, которая и без того есть проблемой.

Дети из неблагополучных семей и дети из нормальных семей, в чём разница?

Что должна дать нормальная семья своим детям и что, соответственно, не получают дети из неблагополучных семей?

1. Любовь родителей, обоих, к своим детям.

Это не изображение любви перед собой, другими людьми и перед ребёнком, потому что ребёнка положено любить, а действительную любовь «от сердца».

Дети, с незамутнёнными, как у взрослых, стереотипами и ложью, чувствами и разумом, чисто по животному – инстинктивно, понимают отношение к себе взрослых.

Их не обманешь, изображая любовь, – они признают только действительную родительскую любовь. И, если они её не чувствуют, то это глубочайшая рана в психике, в подсознании ребёнка, пусть, пока не осознаваемая.

Ибо это даёт целый комплекс негативных чувств ребёнка: незащищённость, одиночество, страх всего и всех, агрессивность, как реакция на страх, и тому подобное.

2. Семья должна давать детям защиту от негатива взрослой жизни.

Ибо, очевидно, что ребёнок не должен и не может воспринимать адекватно «мерзости» взрослой жизни.

3. Семья должна социализировать ребёнка: он должен усвоить правила отношений с людьми и соблюдать основы морали общества, в котором живёт.

Это, как минимум. Вместе с тем, семья должна заложить в нём общечеловеческие нравственные ценности, как основу личной нравственности.

4. Семья должна обеспечить психическое и телесное здоровье детей:

— не подвергать его психику непомерным нагрузкам и деформациям, от этого;

— кормить лучшим и здоровым питанием, которое может добыть семья;

— следить за телесным развитием и своевременным лечением и профилактикой болезней — обеспечивать охрану жизни и здоровья ребёнка.

5. Семья должна сформировать у ребёнка жизненно важные привычки и стереотипы поведения:

— привычку вести целеполагающую жизнь – ребёнок должен чувствовать ненормальность бесцельного времяпровождения;

— привычки учиться и работать с удовольствием от достигнутых результатов;

— привычки жить в чистоте и в аккуратности – упорядочивать своё окружение и себя в нём;

— привычки культурного поведения и общения с людьми, на основе своей культуры и духовности.

Дети в неблагополучной семье, как это бывает. Типы неблагополучных семей

Кроме неблагополучных семей, которые, по установленным государством и обществом меркам, попадают в разряд оных, есть ещё целый ряд семей, которые, с точки зрения воспитания детей, являются неблагополучными.

Дети из неблагополучных семей, эти семьи можно разделить на такие виды:

1. Хаотичная семья.

Быт и все события в такой семье протекают как неуправляемые членами семьи, по мере их возникновения.

Жизнь взрослых членов семьи лишена осмысленности: у таких родителей воспитание детей происходит от случая к случаю, «под настроение», и сводится к набору заезженных нравоучений или беспредметных наказаний.

Одним словом: жизнь этой семьи подвержена событийной текучке, которая происходит, от бессмысленности, в которую погружены обыватели этой семьи, по принципу: День прошёл, ну, и ладно. А что? — да все так живут!

Понятно, что такие родители могут продуцировать в своих детях или своё подобие, или людей, которые с большими трудностями и проблемами будут, потом, приучаться жить по-другому.

2. Деловая, «современная» семья.

Родители в такой семье, вечно заняты собственным саморазвитием или (и) «деланием карьеры». Или решением собственных проблем.

Кстати, на все упрёки повзрослевших детей в недостатке внимания, они непременно будут говорить: Для вас же старались!

А по сути же дела, дети, в такой семье, лишь обуза, которая мешает им жить, так как им хочется, отнимая у родителей их ресурсы, предназначенные ими для себя.

Всё воспитание, по существу, упакованное, как правило, в красивые обёртки для публики и самих себя, сводится к тому, чтобы от детей отвязаться. При этом сохранить себя в своих глазах и глазах окружающих, как очень хороших, примерных родителей.

Такие семьи, как это ни странно на первый взгляд, довольно часто встречаются в среде учителей и прочей интеллигенции. А ещё чаще, в семьях богемы.

3. Авторитарная семья.

Тоже, тот случай, когда всё благое в жизни, в частности, в семье и в воспитании детей, можно довести до идиотизма, когда не соблюдать меру и доводить ситуацию до крайностей.

Строгость в семье и в воспитании детей нужна, но, когда её превращают в деспотизм, такая неблагополучная семья для детей делает из них безропотных марионеток. И не только в детстве, в руках родителей, но и со всеми проблемами из этого в их взрослой жизни.

Дети из неблагополучных семей приумножаются и в этих семьях вечных тружеников.

Вот уж, где, никто открыто не скажет, что это неблагополучная семья для детей. Наоборот, даже похвалят родителей, а детей заклеймят в чёрной неблагодарности.

У таких родителей дети «сыты, обуты, одеты». Ну, и, а что ещё им надо? А воспитывать: «пусть школа занимается» или «сами вырастут, на примере родителей».

5. Семья «всё для детей».

Дети из неблагополучных семей такого вида, тоже не редкость.

Приучив ребёнка с детства, что весь мир, включая и родителей, вращается и ДОЛЖЕН вращаться вокруг их «самого лучшего» чада, такие родители, потом, искренне недоумевают, почему их ребёнку так не везёт в жизни, почему люди такие плохие вокруг него.

И почему он им платит такой чёрной неблагодарностью: «Ведь всё для него, всю жизнь».

6. Семья с «плохим» ребёнком.

Не находя в своём ребёнке свойств и черт, которые могли бы потешить больное самолюбие и амбиции родителей, они, буквально, «затюкивают» своего ребёнка постоянными утверждениями, какой он плохой.

При этом, часто, ещё других детей ставят в пример, дополнительно и этим формируя у ребёнка комплекс неполноценности.

Резюме: Дети из неблагополучных семей

Конечно, эти виды семей редко бывают в чистом виде: чаще, дети из неблагополучных семей и сами эти неблагополучные семьи, имеют «всего по чуть-чуть».

Смысл остаётся в том, что, с виду вполне благополучные семьи, при даже не глубоком наблюдении и педагогическом и житейском анализе, оказываются не вполне благополучными в плане воспитания детей — отношения к ним.

А иногда, и очень неблагополучными семьями – ломающими жизни своих детей.

Дети из неблагополучных семей – все мы «родом из детства». А многие ли могут похвалиться, что их воспитали правильно, даже любимые родители?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ac392f8a936f470731f26ef/-neblagopoluchnaia-semia-dlia-detei-chto-eto-5b6f0213b89e8d00a9d24719

Консультация «Неблагополучные семьи. Какие они?»

Неблагополучные семьи с детьми

Новикова Наталья
Консультация «Неблагополучные семьи. Какие они?»

Консультация «Неблагополучные семьи. Какие они?»

Неблагополучные семьи — в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на ее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно.

Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей.

Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.

Педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагополучным?

Воспитание в семье имеет ряд несомненных достоинств. Это и благоприятный эмоциональный климат, атмосфера заботы, поддержки, духовная близость между детьми и родителями, связь между поколениями, положительный пример взрослых, семейные традиции, нравственное воспитание личности ребенка.

Но когда речь заходит о неблагополучных родителях, мы все отчетливо понимаем, что их детям намного сложнее следовать и жить по таким “семейным правилам”.

говорить о семейном неблагополучии просто и сложно, одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов.

Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Существует ряд факторов, по которым можно выявить семейное неблагополучие:

– безработица, недостаточные доходы малоимущих семей, снижение уровня жизни семьи;

– падение нравственных укладов семьи, проявления аддикции (алкоголизм, наркомания) а отсюда и жестокое обращение с детьми, безразличие к их интересам проблемам;

– недостаток в семьях эмоционального общения, большое количество межличностных конфликтов, некомпетентность взрослых в воспитании детей;

– увеличение числа неполных семей, детей, рожденных вне брака матерями-одиночками, брошенных и оказавшихся без попечения родителей детей.

Существует большое количество разновидностей неблагополучных семей.

Ни у кого не возникает сомнений, что такие семьи не могут, в полной мере справляется со своими функциями, с задачами воспитания и образования, более того они оказывают десоциализирующее влияние на детей. Так же есть внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием прививающие двойную мораль, которую дети быстро усваивают.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

– социально – экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

– медико – социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно – гигиеническими нормами);

– социально – демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

– социально – психологические (семьи с эмоционально – конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

– психолого – педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

– криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

В СЕМЬЕ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ПЕРВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО, В КАКОЙ СЕМЬЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК: В БЛАГОПОЛУЧНОЙ ИЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ.

МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ.

Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия:

Утомленный, сонный вид;

санитарно-гигиеническая запущенность;

склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

неумеренный аппетит;

задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

привлечение внимания любым способом;

чрезмерная потребность в ласке;

проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и

подавленным состоянием;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

трудности в обучении.

В чем проявляются признаки физического насилия в семье:

в боязливости ребенка;

в выраженном страхе взрослых;

в проявлении тревоги в форме тиков;

в сосании пальца, раскачивании;

в боязни идти домой;

в жестоком обращении с животными;

в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагоги ДОУ формируют и реализуют систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей.

Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

– выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;

– участие в обследовании условий проживания и воспитания детей;

– контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

– поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);

– работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

– защита интересов опекаемых;

– законодательное просвещение;

– практические мероприятия для семьи.

Многодетные семьи:

– содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;

– организация благотворительной помощи;

– рекомендации по организации семейного досуга;

– профориентационная работа;

– законодательное просвещение;

– совместные мероприятия для детей.

Неполные семьи:

– оказание необходимой помощи в получении пособий;

– психолого-педагогическое консультирование;

– профилактика асоциально-аморального поведения;

– организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);

– законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

– изучение динамики развития проблемы семьи;

– общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

– законодательное просвещение.

Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора новых технологий и услуг теряется.

Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью изнутри.

Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться.

Нужно помогать и поддерживать семью!

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-neblagopoluchnye-semi-kakie-oni.html

Что значит “неблагополучная семья”

Неблагополучные семьи с детьми


В общественном понимании неблагополучная семья – это алкоголизм, наркозависимость и недостаточное материальное благополучие для воспитания детей.

На самом деле все намного сложнее, и неблагополучных семей намного больше, чем нам кажется.

Проблемы неблагополучных семей

Неблагополучные семьи – те, в которых присутствуют какие-либо из следующих проблем: зависимость от алкоголя, наркотических веществ, игр (не только на деньги). Сюда же относятся шопоголизм, трудоголизм, пристрастие к постоянным диетам или наоборот – обжорству. Сверхчистоплотность – это тоже своего рода зависимость.

Очень многие люди страдают от той или иной зависимости, которая со временем только развивается.

Зависимость – это психологическая болезнь, которая мешает нормальному построению взаимоотношений в семье. Их разновидностей существует очень много, но я хочу поговорить о самых заметных и часто встречаемых зависимостей.

Как определить неблагополучную семью:

  • физическое насилие над своим супругом или ребенком (а иногда и первое, и второе);
  • постоянное ощущение напряжения между членами семьи, частые споры без видимой причины;
  • продолжительная холодность между родителями – супруги могут днями, и даже неделями не разговаривать
  • борьба родителей за любовь ребенка;
  • различные системы ценностей у отца и матери, что мешает благополучному развитию семьи;
  • конкурентность между родителями и даже родителями и детьми;
  • отчужденность одного родителя, не позволяющая наладить контакт с другими родственниками (сам родитель считает, что окружающие сами не хотят сближения);
  • оба родителя или один из них ставит жесткие рамки в воспитании, требования к уровню дохода, способу заработка, или слишком сильно увлечен чем-либо – спортом, способами физического удовольствия и прочими направлениями.

Если присмотреться, вокруг есть множество примеров семей с подобными проблемами. Все эти причины приводят к одному – супруги сосредоточены не на отношениях между собой и своими детьми, а на “правильной жизни”, соблюдении определенных правил. И их действия направлены на удовлетворение своих потребностей, пагубных желаний.

Зависимый человек никогда не признается, что он зависим.

Сложнее всего раскрыть глаза человека на его внутреннюю проблему. Сразу включается защитная реакция и он начинает отрицать доводы, находя себе оправдания.

Как происходит разрушение психики ребенка

Психологически неблагополучная семья бывает двух видов:

  • когда психологическая проблема есть у одного из партнеров;
  • когда проблемами страдают оба партнера.

В обоих случаях детская психика травмируется с раннего детства, но во втором случае она попросту может разрушиться.

“Мой отец страдал алкоголизмом, а мама половину своей зарплаты тратила разные безделушки. Половина нашей квартиры была уставлена никому ненужными вещами. Иногда мама могла купить очередное зеркальце или фен просто потому что на них была скидка. А папа в свой выходной мог начать пить уже с обеда. Ни одного выходного он не был трезвым.
Родители часто ругались: мама упрекала папу за его пристрастие к алкоголю, а он в свою очередь ее за любовь к бессмысленным покупкам.
На меня они практически никогда не обращали внимания. Мама бывало брала меня с собой при очередном наплыве шопоголизма, могла накупить не сочетающейся между собой одежды, которую я после стеснялась одевать. А отец изредка покупал сладости.
У нас никогда не было семейных праздников, а внимание родителей ко мне увеличивалось после их ссор и быстро заканчивалось…”

В таких условиях ребенок – не важно, девочка это или мальчик – разрушается психологически. Он не получает образ нормальных отношений, и во взрослой жизни ему сложно найти психологически здорового партнера и построить гармоничный союз.

Ребенок наблюдает за попытками родителей избавить друг друга от психологической проблемы. При этом они своими действиями подталкивают друг друга на разрушение его отношений с ребенком.

Человек, выросший в неблагополучной семье, не понимает, какими должны быть нормальные отношения между мужчиной и женщиной. В будущем он притягивает к себе такого же психологически несформированного человека. И эти отношения еще более разрушительны, чем отношения родителей.

Что получает ребенок из неблагополучной семьи

У детей, выросших в неблагополучной семье, нарушена способность чувствовать  понимать окружающих людей. Из-за неспособности понимать истинное отношение окружающих нет возможности любить истинной любовью и получать ее в ответ.

Женщина с неумением чувствовать не знает свою суть, не обладает женственностью и природной способностью любить. Чтобы понять себя, свои внутренние проблемы, спрятанные в бессознательном, записывайтесь на мою 6-ти месячную программу “Дорога домой”.

С любовью,

Ирина Гаврилова Демпси

Источник: https://www.irinagavrilovadempsey.ru/ 

Источник: https://www.b17.ru/article/chto-znachit-neblagopoluchnaya-semya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.