Брачный возраст в чеченской республике

Правительство пообещало пересмотреть брачный возраст в связи с традициями Кавказа

Брачный возраст в чеченской республике

Минюст России запланировал в 2020 году пересмотреть законные основания для браков несовершеннолетних и скорректировать брачный возраст. Поправки в Семейный кодекс решено внести с учетом традиций народов Северного Кавказа, предположил глава профильного комитета Совфеда Валерий Рязанский.

Как писал “Кавказский узел”, на Северном Кавказе сохраняются традиции ранних брачных отношений. Хотя, согласно ст.

13 Семейного кодекса РФ, брачный возраст начинается с 18 лет, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить местным жителям вступать в брак с 16 лет.

Самый низкий брачный возраст – 14 лет – установлен в Чечне и Адыгее, рассказали в октябре 2019 года юристы.

Минюст России планирует до декабря 2020 года подготовить проект поправок в ст.13 Семейного кодекса и федеральный закон “Об актах гражданского состояния” “в части корректировки брачного возраста и уточнения оснований, позволяющих лицам, не достигшим 18 лет, вступать в брак”, следует из плана законопроектной работы правительства России на 2020 год, размещенного на сайте кабмина.

В Госдуму законопроект планируется внести в феврале 2021 года, уточняет РИА “Новости”.

По мнению главы социального комитета Совета Федерации Валерия Рязанского, речь может идти об увеличении количества оснований, позволяющих несовершеннолетним вступать в брак. “Я думаю, вряд ли будут идти по пути снижения возраста вступления в брак. Возможно, будет большее количество обстоятельств, позволяющих несовершеннолетним гражданам создавать семью”, – сказал 5 января Валерий Рязанский.

Он также не исключил, что поправки в Семейный кодекс будут вноситься “с учетом сложившихся традиций народов Северного Кавказа”. “Может быть, будут передаваться какие-то дополнительные полномочия местным органам власти в этой сфере”, – процитировало Рязанского агентство.

Свободной дискуссии о вопросах секса и брачной жизни на Северном Кавказе нет, а публично декларируемые консервативные установки в этой области серьезно расходятся с практикой, рассказали в июне 2019 года автор исследования “Как относятся к сексу, девственности и браку на Северном Кавказе?” Ирина Костерина и опрошенные “Кавказским узлом” журналисты.

В свою очередь глава комиссии Общественной палаты России по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая считает, что в России нет причин для изменения брачного возраста. “Общественная палата крайне настороженно относится к предложениям корректировки возраста вступления в брак. У нас нет причин ни для его снижения, ни для увеличения”, – сказала она.

Если же правительство намерено уточнить “уважительные причины” для вступления в брак, то “это можно поддержать”, уточнила Диана Гурцкая.

“Но есть еще один крайне важный момент. Субъекты России сегодня вправе определить условия, при которых возможно вступление в брак до 16 лет. Вот здесь точно требуется единый подход. Мы не должны допустить, чтобы, ссылаясь на местные традиции, позволили юным россиянам, фактически детям, заключать браки”, – привело ее слова агентство.

Сейчас среднестатистический возраст российских женщин, вступающих в брак, составляет, по данным Росстата, от 25 до 34 лет, сообщило 23 сентября 2019 года RT.

“Молодые люди откладывают брак. Основными причинами могут выступать: получение образования, построение карьеры, отсутствие работы и собственного жилья, нестабильное положение, желание пожить в своё удовольствие”, – процитировало издание заведующую лабораторией РЭУ им.Плеханова Елену Егорову.

Преследование за браки с несовершеннолетними характерно для Кабардино-Балкарии

Напомним, в 2011 году Управление СКР по Кабардино-Балкарии потребовало от муфтията не допускать браков с несовершеннолетними. Мусульманский брак не противоречит российскому законодательству только в тех случаях, когда оба супруга достигли 16-летнего возраста, указало ведомство.

В октябре 2019 года в суд было передано дело жителя Черекского района республики. Следователи обвинили его в том, что он вступил в интимную связь с несовершеннолетней. По их версии, преступлению поспособствовал ДУМ, поскольку пара смогла заключить религиозный брак.

В Кабардино-Балкарии открывают уголовные дела по этой статье, потому что по сравнению с Ингушетией, Чечней или Дагестаном, эта республика “не настолько исламизирована”, предположил ранее старший научный сотрудник Института востоковедения, профессор Михаил Рощин. “Исторически очень часто на Кавказе фиксируются браки девушек с 14 лет”, – сказал “Кавказскому узлу” Рощин, напомнив, что “светский закон в отдельных случая и в отдельных регионах даёт послабления на вступление в брак раньше 16 лет”.

В Чечне случаев привлечения к уголовной ответственности за ранние браки нет, подтвердил ранее “Кавказскому узлу” адвокат Абусупьян Гайтаев. “Если девушка выходит замуж в 14-15 лет, то на это никто в обществе не обращает внимания как на что-то неестественное”, – сказал юрист.

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/344360/

«Конечно, по закону запрещено, но по шариату можно» Специалисты по Кавказу — о том, часто ли женятся на несовершеннолетних в Чечне — Meduza

Брачный возраст в чеченской республике

В начале мая 2015 года в Ножай-Юртовском районе Чечни едва не состоялась свадьба между 17-летней школьницей Луизой Гойлабиевой и 57-летним (по другой версии — 46-летним) начальником местного РОВД Нажудом Гучиговым — несмотря на то, что у него уже есть жена.

Свадьба сорвалась из-за публикаций в «Новой газете» и других московских изданиях; впрочем, по данным Lifenews, она все же состоится в июне.

Специальный корреспондент «Медузы» Даниил Туровский поговорил с экспертами по Кавказу и чеченским этнографом о том, насколько распространены в современной Чечне ранние браки и многоженство. 

Лечи Гарсаев

Заведующий отделом этнографии Академии наук Чеченской Республики

Как говорят, в семье не без урода. В новейшее время были случаи, когда насильно брали [в жены] малолеток.

Раньше ранние браки запрещались категорически. Это осуждалось, девочка должна была пройти определенный институт становления невесты — должна была научиться рукоделию, научиться готовить пищу. Тогда, после совершенствования этих необходимых качеств, она имела, так скажем, право выходить замуж. А так — с бухты-барахты — замуж не брали.

Рамзан [Кадыров] совместно с муфтиятом это дело пресекли: ни в коем случае до достижения 18 лет девушка не имеет права выходить замуж. Муллам, имамам, которые заключали шариатский брак, это запрещено сейчас.

Случаи, когда насильно берут замуж, бывали. Но это строго осуждается. По республике прошли в присутствии представителей муфтията по этому поводу сходы граждан, в каждом селе прошли! За последние два-три года я не слышал, чтобы девушку похитили. На человека, похитившего девушку, накладывали, по-моему, штраф в миллион рублей. 

Не слышал про случай в Ножай-Юртовском районе. Этот район — колыбель чеченской нации. Там наши традиции и обычаи живучи. Это кощунственно, если там так получилось.

Всеми осуждаются ранние браки — главой республики, муфтиятом, общественностью. Если говорить про многоженство, то, конечно, [оно] есть. Это не секрет. Шариатом допускается до четырех жен, но если будет одинаковый подход ко всем. Конечно, по федеральному закону это запрещено, но по шариату можно.

Григорий Шведов

Главный редактор «Кавказского узла»

Молодые девушки в Чечне довольно беззащитны, если у них нет силовиков в семье. Привлекательные девушки, которые относятся к семьям, не занимающим особое положение, являются объектами особого внимания. Реальные интересы девушки и наличие молодого человека — не серьезный фактор.

В случаях, когда сватовство за пожилых людей происходит со стороны людей, обличенных властью, отказ, конечно, побуждает существенные страхи у родственников невесты. Известно, что силовики на территории Чечни обладают абсолютным влиянием и могут похитить, сжечь дом и так далее.

Количественной статистики ранних браков у «Кавказского узла» нет, но, безусловно, принуждение к ранним бракам и дискриминация женщин является нормой. Их мнение не особо интересует ни родственников, ни тем более тех, кто настаивает на браке.

Как правило, мы об этих случаях узнаем постфактум, потому что никакого существенного сопротивления в таких случаях невесты не оказывают. Чаще всего брак в Чечне носит добровольно-принудительную форму.

В сельской Чечне это распространено сильнее, там больше укоренены традиции, там серьезнее авторитет родственников, меньше мобильности и возможности для девушки совершить другой выбор.

Есть примеры, когда избежать свадьбы можно, только сбежав в другой регион.

Другая проблема, с этим связанная — это разводы. Девушек не только насильно отдают замуж, но и возвращают домой.

Возвращение домой в таком традиционном обществе на всю жизнь накладывает отпечаток на девушку, подчеркивает уровень ее бесправности, выйти замуж потом бывает затруднительно.

 Возвращают, потому что вторая или третья жена — не всегда то, что по-настоящему мужчине нужно. Через некоторое время он может потерять к ней интерес.

Многоженство на Кавказе выходит за пределы российских законов. Реальные браки не заключаются, разводы не оформляются. То есть может быть одна официально зарегистрированная в ЗАГСе жена, а другие женщины находятся в том же доме, но их статус ограничен.

Если вторая или третья жена в Чечне родила ребенка, это не значит, что — при возвращении в семью родителей — она сможет уйти с ребенком. Если родится мальчик, муж, скорее всего, оставит его себе. Часто матери теряют возможность видеть своего ребенка.

Когда чиновники говорят, что ранние браки искоренены, речь идет про браки до 16 лет. А браки в 16-17 лет бывают нередко. Кроме того, в 2010 году властями Чечни был озвучен запрет на похищение невест, а не на ранние браки.

Не сказать, что похищений больше нет, но их число, конечно, сократилось. Похищения бывают двух видов. В традициях советской комедии.

И когда похищение является сговором между девушкой и молодым человеком, которые хотят избежать пышной дорогой свадьбы или несогласия кого-то из членов семьи.

Период Рамзана Кадырова в Чечне подразумевает вторжение государства в жизнь общества. Кадыровская Чечня — это регион, в котором, несмотря на то, что первые лица апеллируют к традициям, часто эти традиции нарушаются ими самими.

Например, в кадыровской Чечне нарушается традиция, согласно которой только члены семьи по мужской линии могут определять, должна ли девушка носить платок или не должна, одевается она должным образом или нет. Нормы дресс-кода и поведения всегда относились к ведению главного мужчины в доме. Сейчас роль контроля взяли на себе кадыровцы.

«Кавказский узел» предал гласности историю о расстреле из пейнтбольных ружей девушек, которые носили не слишком длинные юбки.

Случай с Луизой, скорее, исключительный. Я насчет постов в селе не слышал (по данным «Новой газеты», Нажуд Гучигов пригрозил семье девушки расправой; чтобы она не сбежала, он расставил в селе блокпосты — прим. «Медузы»). Сам он [Нажуд Гучигов] — не знаковая фигура в Чечне. Но на такие должности назначают по прямому согласованию с главой республики. Кадыров, конечно, с ним знаком.

Все видели публикацию Lifenews. Понятно, что девушка в Чечне не будет журналистам под запись говорить, что ее принудили [к замужеству]. В ней видно, что все — девушка, родственники — поставлены в ситуацию, когда они должны опровергать публикацию Милашиной. Конечно, я доверяю «Новой газете», а не Lifenews.

Олег Хабибрахманов

Член совета «Комитета против пыток», юрист мобильной группы правозащитников в Чечне

Ранние браки прежде случались чаще, сейчас случаются реже. В Чечне есть закон, который называется «Рамзан сказал». Любой федеральный закон должен пройти ратификацию у Рамзана Кадырова. Он выбирает «правильные» законы — и говорит отдельно, что так делать можно, а так делать нельзя. И только тогда это имеет силу в Чечне.

Это касается и автомобилей, которые раньше воровали — до тех пор, пока Рамзан не сказал, что воровать машины нельзя. Так же и в случае с ранними браками и обычаем воровства невест: это имело место до тех пор, пока Рамзан не сказал, что этого делать нельзя. После этого количество ранних браков и похищений невест сократилось. Раньше выдавали девочек и по 15 лет.

Похищения невест остались в качестве постановочного ритуала.

Со случаем в Ножай-Юртовском районе все немного по-другому. Там участвует начальник РОВД, человек, априори близкий к Рамзану Кадырову. Следовательно, были сделаны определенные послабления. Я полагаю, что это исключение.

Источник: https://meduza.io/feature/2015/05/13/konechno-po-zakonu-zaprescheno-no-po-shariatu-mozhno

Брак несовершеннолетних: что разрешает закон?

Брачный возраст в чеченской республике

В России брачный возраст установлен в 18 лет. Однако закон допускает возможность вступления в брак в 16 лет и даже ранее. Согласно ст.

13 Семейного кодекса РФ при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Самый низкий брачный возраст в 14 лет установлен в Чеченской Республике, Республике Адыгея, Московской, Тюменской, Калужской, Тульской, Вологодской, Орловской, Нижегородской, Тамбовской областях, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийском автономном округе.

Брачный возраст в 15 лет установлен в Челябинской, Рязанской, Мурманской областях. Порядок и условия получения разрешения на ранний брак в отношении лиц, достигших 16 лет устанавливаются местными властями; в отношении лиц младше 16 лет – региональными властями.

Условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших возраста 18 лет:

  • наличие уважительных причин;
  • наличие разрешения органов местного самоуправления;
  • добровольное согласие лиц, вступающих в брак.

Итак, главным условием является наличие уважительных причин. Но что понимать под “уважительными причинами”? На практике уважительными причинами признаются:

  • беременность,
  • рождение общего ребенка,
  • непосредственная угроза жизни одной из сторон,
  • фактически сложившиеся брачные отношения (гражданский брак),
  • призыв жениха на службу в Вооруженные Силы России и др.

Однако возможны и другие случаи, которые могут быть признанными органами местного самоуправления уважительными. Каждый такой вопрос разрешается в индивидуальном порядке. В каждом регионе, как правило, установлен свой перечень уважительных причин с учетом национальных, культурных и иных особенностей. Так, в Москве и области согласно ст.

2 Закона МО «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцать лет» от 30 апреля 2008 года № 61/2008-ОЗ особыми обстоятельствами, дающими право на получение разрешения на вступление в брак лицу (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет, являются беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон.

Несовершеннолетние, желающие вступить в брак, должны подать в администрацию района, города, района в городе по месту государственной регистрации заключения брака следующие документы:

  • заявления лиц, желающих вступить в брак;
  • документ, подтверждающий наличие уважительных причин (медицинская справка о беременности, свидетельство о рождении совместного ребенка. справку из военкомата и др.);
  • подлинник и копии свидетельств о рождении;
  • паспорта и копии паспортов;
  • заявления о согласии на брак родителей (не обязательно, но желательно);
  • справки с места работы (учебы) с указанием заработной платы лиц, желающих вступить в брак (требуется в большинстве случаев).

С ходатайством о снижении брачного возраста могут обратиться не только сами вступающие в брак, но и их родители, опекуны, попечители, другие лица и учреждения, на воспитании которых находятся несовершеннолетние (ч. 2 ст. 123, ч. 1 ст. 147 Семейного кодекса РФ). Однако в этом случае необходимо будет также получить согласие лиц, вступающих в брак.

Срок рассмотрения заявлений в большинстве случаев, в том числе в Москве и области, составляет 20 календарных дней со дня регистрации заявлений после представления необходимых документов.

 Разрешение на вступление в брак оформляется постановлением Главы Администрации района, города, района в городе по месту государственной регистрации заключения брака. Указанное разрешение имеет однократное значение и рассчитано на конкретный случай.

 После получения разрешения брак регистрируется в обычном порядке, предусмотренном ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Обязательно ли согласие родителей на ранний брак детей?

Согласие законных представителей не является обязательным юридическим условием для регистрации раннего брака, хотя их мнение учитывается. Несогласный с решением органов ЗАГСа родитель (родители) вправе обжаловать указанное решение в суд.

Юридические последствия заключения раннего брака

Лицо, вступившее в брак до достижения возраста 18 лет автоматически приобретает полную гражданскую дееспособность, т.е. становится эмансипированным (ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Это означает, что в своих правах и обязанностях он приравнивается к совершеннолетнему.

Важно понимать, что с момента регистрации брака вчерашние дети приобретают не только целый комплекс прав, но и багаж ответственности за все свои действия – будь то обязательства из причинения вреда или административная ответственность. Приобретенная дееспособность сохраняется даже в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

Единственное, что может вернуть подростку его прежний правовой статус – это признание брака недействительным судом.

Читать также в разделе “Право”:
Что ждет родителей, чьи дети гуляют позже положенного?
Чем помогает детям омбудсмен?
Установление отцовства в добровольном порядке

Источник: https://letidor.ru/pravo/brak-nesovershennoletnih-chto-razreshaet-zakon.htm

В чечне действует главный закон: «рамзан кадыров сказал»

Брачный возраст в чеченской республике

Love story, завершившаяся в Чечне свадьбой главы РОВД Ножай-Юртовского района Ножуда Гучигова с 17-и летней Луизой Гойлабиевой, похоже, вышла далеко за пределы республики. Она стала предметом пристального внимания не только обывателей, падких до сплетен и подробностей чужой личной жизни.

История эта заинтересовала юристов и политиков. Так, некоторые вскрывшиеся подробности и детали этого бракосочетания побудили Госдуму на своем заседании 19 мая рассмотреть вопрос о введении наказания за полигамные браки.

церемонии бракосочетания произвело странное впечатление. Многочисленные машины с мигалками, перекрытое движение на улицах, прилегающих к ЗАГСу, несколько камер телевидения и известная в Чечне журналистка в роли лица, регистрирующего брак…

Уже не секрет, что для регистрации брака главы РОВД Ножай-Юртовского района Чечни и его молодой жены была приглашена популярная в Чечне радиоведущая Ася Белова. Кстати, неделю назад Ася стала “заслуженным журналистом”. Награду ей вручал лично Рамзан Кадыров…

На бракосочетание невесту вел не старший брат, как это предписывает традиция, а руководитель администрации президента Чечни Магомед Даудов.

Из этого напрашивается вывод: похоже все было сделано с тем, чтобы свадьба Ножида Гучигова имела резонанс. Зачем мог понадобиться весь этот пиар?

Кадыров против совращения малолетних

В сетях появилось множество мнений о том, что свадьба в Грозном – прямое нарушение законодательства, и сделано это было столь откровенно и показательно, чтобы дать понять: видимо, силовику в Чечне можно все.

Это мнение разделяет главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов: «Молодые девушки в Чечне довольно беззащитны, если у них нет силовиков в семье.

В случаях, когда сватовство за пожилых людей происходит со стороны людей, обличенных властью, отказ, конечно, побуждает существенные страхи у родственников невесты. Известно, что силовики на территории Чечни обладают абсолютным влиянием».

Из каких же правовых актов исходил ЗАГС, регистрируя брак несовершеннолетней девушки с высокопоставленным силовиком Чечни? Как известно, статья 13 Семейного Кодекса Российской Федерации гласит:

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Однако в 2012 году президент Чечни Рамзан Кадыров своим указом запретил в республике похищение невест и установил брачный возраст с 18 лет. Сделано это было «исходя из многочисленных пожеланий мусульманской общественности». Прокуратура теперь выявляет браки с несовершеннолетними и привлекает супругов за совращение.

Имамов, благословивших такие браки, безжалостно увольняют. Статистика соответствующая есть, у самих жителей Чечни эта мера вызывает искреннее одобрение. Лечи Гарсаев, заведующий отделом этнографии Академии наук Чеченской Республики, поясняет: «Раньше ранние браки запрещались категорически.

Это осуждалось, девочка должна была пройти определенный институт становления невесты — должна была научиться рукоделию, научиться готовить пищу. Тогда, после совершенствования этих необходимых качеств, она имела, так скажем, право выходить замуж. А так, с бухты-барахты, замуж не брали.

Рамзан Кадыров совместно с муфтиятом это дело пресекли: ни в коем случае до достижения 18 лет девушка не имеет права выходить замуж. Мулам, имамам, которые заключали шариатский брак, это запрещено сейчас».

По теме

Загадочный закон

Я долго искала в интернете правовые акты Семейного кодекса Чечни, запрещающие брак с несовершеннолетними. Но их как будто след простыл. Ни один из юристов, к которым я обращалась с этим вопросом, также не смог мне помочь.

Адвокат по семейному праву Любовь Гончарова считает: «Такое впечатление, что кто-то специально изъял из открытого доступа эти правовые нормы. Не исключено, это было сделано специально, в связи со скандальной свадьбой в Грозном. Однако, у меня есть основания полагать, что все прошло тем не менее в соответствии с нормами закона.

Дело в том, что Семейный кодекс находится в совместном регулировании федерального и местного законодательства. В данном случае, органы ЗАГС могли взять за основу статью 13 Семейного кодекса РФ, который предусматривает исключение для несовершеннолетних.

Там говорится, что при наличии уважительных причин и по просьбе лиц, вступающих в брак, регистрация с несовершеннолетним возможна. Законные представители невесты (родители, например) могли написать заявление о том, что девушка хочет вступить в брак и они не против этого».

Обращает на себя внимание интересный факт: в открытом доступе нет никаких законодательных актов о запрете на вступления в брак для несовершеннолетних в Чечне, зато есть другой документ – решение Совета депутатов Гудермесского района Чеченской республики от 13.08.

2013 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «О снижении брачного возраста несовершеннолетним».

Согласно этому документу, для принятия решения о снижении брачного возраста ребенка, достигшего 16 лет, необходимо предоставить, в числе прочего, личное заявление его законного представителя и документы, послужившие основанием для принятия решения по снижению брачного возраста несовершеннолетнего гражданина (беременность, совместное проживание и т.д.).

Нельзя исключать, что громкая свадьба в Грозном станет новым прецедентом для законодательного снижения брачного возраста в этой республике.

Женатый жених?

Остается один вопрос: действительно ли Луиза Гойлабиева так горела желанием выйти замуж за Ножуда Гучигова? Я несколько раз просмотрела видео с регистрации брака. На вопрос «согласны ли вы вступить в брак» она не сразу и не четко сказал «да», просто подала знак, что согласна.

Конечно, надо принимать во внимание кавказские традиции, по которым невеста и не может быть многословной и должна представлять собой олицетворение скромности.

Но зачем тогда церемония, на которой невеста не может себе позволить в полный голос дать ответ на, возможно, главный вопрос в ее жизни? Но подписи поставлены, и документ зарегистрирован.

Предположительно первая жена Ножида Гучигова и его сын от первого брака. Узаконен ли этот союз – не известно.

Источник: https://versia.ru/v-chechne-dejstvuet-glavnyj-zakon-ramzan-kadyrov-skazal

Бракосочетание и развод у чеченцев

Брачный возраст в чеченской республике

В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводится усвоению детьми порядка, куда входит внешнее выражение — этикет. Все стороны этикета достаточно четко разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету.

Так, по правилам этикета младшим не полагается раньше старших есть трапезу, начинать принимать пищу пока старший (старшая) не предложит есть, нельзя садиться на место старших.

Члены малой семьи в отсутствии гостей, принимают пищу вместе, а при гостях сначала кормят мужчин, а потом кушают женщины и дети.

В больших семьях организовывается трапеза по-разному: в одних случаях все мужчины вместе с отцом — главой семьи, затем кормят детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.), также могут принимать пищу отдельно семейные пары, глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.

Следует отметить, что чеченцы не одобряют разновременный прием пищи в семье, поскольку считают, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть сам по себе.

Чеченцы считают, что оставлять начатый и недоеданий кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, как бы оставляешь свое счастье.

Думается, что старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу, постоянно внушая, что начатый кусочек надо съесть, так как вместе с крошкой остаются красота и ум, которые могут достаться другому.

В конце XIX — начале XX вв. в чеченских семьях разводы происходили очень редко и главными причинами развода могли быть только бездетность женщины, а также случалось, хотя и очень редко, аморальное поведение ее. В таких случаях женщины сами предлагали развод. Следует отметить, что почти всегда мужчины были инициаторами разводов.

При разводе муж в присутствии свидетеля должен был произнести «Ас йитина хьо» (Я оставил тебя). Это выражение он произносил 3 раза. При разводе муж отдавал жене все, что она принесла из родительского дома, и все, что она накопила за период замужества своим трудом.

Хотя очень редко, но иногда в чеченских семьях встречались и разводы по инициативе жены, которые, как правило, осуждались общественным мнением.

Семейная обрядность чеченцев, как и других пародов, это комплекс обычаев и обрядов, так или иначе связанных с тремя важными моментами в жизни человека — свадьбой, рождением ребенка и похоронами. Семейные обряды чеченцев состоящие из традиционных действий, отражают сложившиеся социально-нравственные и религиозные нормы народа.

Во всей системе семейных обрядов свадебный обряд чеченцев является самым развитым. В нем сохранились черты, возникшие на различных, давно минувших этапах исторического развития общества. Известный советский этнограф Л.Я.

Штенберг отмечал, что «…во всем сложном комплексе, заключающем множество обрядов: социальных, правовых, экономических, религиозных, и др. — соединены в едином ритуале черты множества наслоений, идущих от самой глубокой древности и сложившихся под самыми различными историко-культурными влияниями».

На примере чеченской свадьбы мы убеждаемся, что некоторые обычаи и обряды продолжают бытовать в большей или меньшей степени и после того, как исчезла социально-экономическая основа, породившая их.

Как и у других народов Кавказа, у чеченцев в прошлом господствовал калымный брак. Обычай уплаты калыма за невесту на определенных исторических моментах бытовал практически у всех народов мира. В прошлом он выплачивался скотом, в XVII — XVIII вв. и в первой половине XIX в. — скотом и оружием, а во второй половине XIX века — скотом и деньгами.

Для калыма не было единой установленной нормы, его величина зависела от социального положения брачующихся сторон.
Любая из названных выше форм брака состояла из нескольких этапов, где каждый этап представлял собой целый комплекс обычаев и обрядов, связанных с культовыми представлениями, якобы способствующими благополучному завершению всего цикла дела.

Поскольку основной целью брака было продолжение рода, свадьба сопровождалась некоторыми магическими обрядами, которые должны были повлиять на появление здорового потомства. Например, невеста должна была переступить через кинжал или пройти под скрещенными шашками, а также во время сна ложиться на определенный бок и т.п.

Для обеспечения потомства мужского пола на руки невесты, как только она входила в дом мужа, давали ребенка — мальчика. Этот обряд бытует и сегодня.

У чеченцев обычный брачный возраст наступал для мужчин в 20-25 лет и 18-20 лет — для женщин, но женились юноши в возрасте 23-28 лет и позже. В дореволюционном прошлом среди чеченцев имели случаи, когда юноши из-за отсутствия средств не могли жениться до 30 и более лет.

Ранние браки среди чеченцев были редки, хотя этнографический материал и дает некоторые факты, когда девушек выдавали замуж в 15-16 лет. Для брака характерно патриархальное поселение супругов.
Свадьбы в чеченских семьях устраивались, как правило, осенью и зимой.

Считалось нежелательным вступать в брак в апреле «бекар-бут» — месяц кукушки, мотивируя тем, что кукушка не имеет своего гнезда и др.

Брак является делом не только одной семьи, а целого коллектива родственных семей. Женитьба сына для чеченца, как и для любого другого народа, является ответственным событием семейной жизни.

Невесту подыскивают для сына, наряду с молодым человеком, и сами родители, стремясь породниться с уважаемыми и достойными людьми — «оьзда нах», «г1иллакха — оьздангалла» долу нах.

Чеченцы большое значение в трудовых семьях придавают и личным качествам девушки: умению вести себя в обществе, дома, здоровью; также она должна быть расторопной, уметь вести домашнее хозяйство; придавают значение, помимо всего прочего, и красоте. Также внимание обращают на мать — «глядя на мать, бери дочь» — говорят чеченцы.

Основными формами брака были: браки по сватовству; браки умыканием; браки убегом. У чеченцев были распространены все три формы брака. Адат и шариат запрещали браки мусульманок с иноверцами. Строго соблюдали принцип экзогамии. При заключении брака важную роль играли сословно-имущественное положение брачующихся, наряду с трудолюбием и моральной чистотой требовалась «чистота крови» и др.

Многоженство, несмотря на глубокую степень внедрения Ислама, нераспространенное явление у чеченцев. Только в богатых и знатных семьях имеют две и больше жен.Любая форма брака у чеченцеы состоит из нескольких этапов: выбор невесты; сватовство; свадьба; послесвадебные обряды.

Каждый этап представляет собой целый комплекс обычаев и обрядов, связанных с культовыми представлениями, способствующими благополучному завершению всего дела. На свадьбу у чеченцев собирается много народу: близкие и дальние родственники, соседи и т.д. без приглашения. Жених в свадьбе участия не принимает.

Народная свадьба у чеченцев всегда насыщена музыкой, песнями, танцами, красочными ритуалами.

В день свадьбы происходит «смотр» одежды невесты, которая приносилась из дома в день свадьбы или за несколько дней до свадьбы, а женщина, принесшая ее (одежду), одаривалась.

На следующий день или в тот же день, если свадьба заканчивается не очень поздно, взрослые женщины и мужчины, а вместе с ними и свекровь (свекор не разговаривал с невесткой иногда год, а то и больше), устраивают «мотт бастар» — «развязывание языка» — просят принести воду.

Невеста должна принести воду и подать самому старшему из присутствующих: на вопрос «можно ли пить?» заданный несколько раз, в конце концов, отвечает: «мала» — пейте. После этого она может разговаривать с родственниками мужа.

У чеченцев сразу же после завершения свадьбы совершали обряд включения новобрачной в хозяйственную жизнь семьи. Для этого пеклись пироги «ч1епалгаш». В один из них втыкалась иголка из подола свадебного наряда. Молодежь с пениями и танцами вместе с невестой отправлялись к роднику.

Обряд назывался «нускал хит1е даккхар» — отводить невестку к воде. Здесь «ч1епилг» с иглой бросали в воду и стреляли в него. Затем зачерпывали воду и опять с песнями и танцами возвращались.

Стрельба в прошлом преследовала цель отогнать от невесты враждебные духи, но потом эта функция забылась, и стреляли и стреляют просто, потому что так положено.

После завершения цикла свадебных церемоний, в целях благополучия и счастья молодых, согласно религиозным порядкам, устраивали и устраивают «мовлид», на который приглашались муллы, родственники и соседи. Таковы в целом самые общие черты обрядовой традиционной чеченской свадьбы.

Супруги обычно живут с родителями мужа до тех пор, пока не женится следующий сын, и в некоторых случаях еще дольше. Невестка у чеченцев особенно на первом году замужества, не должна вмешиваться в хозяйственные и другие дела семьи, демонстрируя послушание.

Молодые супруги соблюдают целый ряд обычаев избегания: они не должны показываться вместе в течение определенного времени, перед родителями и старшими родственниками, не могут называть друг друга по имени, невестка не называет по имени близких и дальних родственников мужа, его друзей.

Следует отметить, что трудовые семьи чеченцев в рассматриваемое время, несмотря на господство патриархальных порядков, жили лучшими традициями своего народа, прививая им нормы общественного поведения, воспитывая их (членов семьи) в духе трудолюбия, уважения к старшим, взаимопомощи и т.д.

В своих основных чертах традиционный семейный быт чеченцев в целом был однотипным, хотя и имелись некоторые локальные особенности, видимо, обусловленные особенностями экономической, культурной жизни, географического положения и др.

Отметим и то, что на семейный быт и семейные обряды, взаимные контакты с соседями, а также значительное влияние оказывало и вхождение Чечни в состав России.

Значительная часть обрядов свадебного цикла была посвящена пожеланиям многодетности и благополучия молодой семьи.

Как у многих народов Кавказа и мира, так и у чеченцев некоторые из этих обрядов сохраняются по сей день. Весь комплекс обычаев и обрядов преследовал одну цель — обеспечить многочисленное потомство, используя для этого различные магические приемы.

Известно, что у чеченцев, как и у других народов Кавказа, на положение женщины в семье и в обществе влияло наличие детей в семье. Менталитет чеченской женщины был таков, что она чувствовала себя полновластной хозяйкой только после рождения первого ребенка и особенно мальчика.

С этим было связано, видимо то, что боязнь остаться без потомства, породила целый комплекс обрядов и обычаев, которые включали систему символических действий, норм поведения, поверий, якобы способствовавших рождению детей.

Забота о будущем потомстве начиналась с момента вступления в брак, и, видимо, с этим связано и вплетение в свадебный цикл многочисленных обрядов, направленных на деторождение.

Некоторые из этих обрядов и обычаев продолжают бытовать до настоящего времени у многих народов, в том числе у чеченцев, так, например, заставляли молодую переступить через кинжал или пройти сквозь скрещенные шашки и т.д.

Также уделяли внимание молодым людям, которые окружали невесту во время свадебной церемонии.

По мировоззрению чеченцев, как и многих народов Кавказа, например, грузин, это могло оказать положительное или отрицательное влияние; так, невесту должны были одевать, встретить приехавших за ней молодых людей, угощать гостей, в целом, женщину должны были окружать «счастливые женщины», имевшие детей и мужей.

(с) Нохчалла.com, по материалам диссертации Саракаевой А.Х.

Источник: https://nohchalla.com/obychai-i-tradicii/1884-brakosochetanie-i-razvod-u-chechentsev

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.